Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Полярная станция на острове Муостах

 

Посвящается комсомольцам
Тридцатых годов

 

Остров Муостах

Остров Моустах полярная станция

Тикси, остров Муостах, полярная станция сентябрь 1935 года

       Первого сентября 1935 года закончился длительный путь, составивший сорок пять дней, от Москвы до острова Муостах, который расположен в 45 километрах от бухты Тикси и омывается с восточной стороны морем Лаптевых. Сегодня рано утром группа полярных работников высадилась на остров, путь от бухты Тикси на буксире «Чайка» прошли за два с половиной часа. Море было сравнительно спокойное, только мертвая зыбь после прошедшего шторма давала ещё знать о себе. Загрузив баркас продовольствием и оборудованием, мы удачно приблизились к берегу и сразу же приступили к разгрузке этого баркаса. Поскольку этот рейс на остров был предназначен для доставки работников будущей полярной станции и решения чисто практических задач, о возможности оставления группы полярников на зимовку, груза у нас было мало. Поэтому эту работу мы выполнили очень быстро и всё, что было доставлено на баркасе, скоро оказалось на берегу в безопасном месте.

На острове нас встретили два метеоролога, которые были сюда доставлены ещё в мае месяце по льду на собачьей упряжке, и работник гидрографии, который следил за работой маяка.

Вопрос о создании на острове стационарной, постоянно действующей полярной станции на этом острове был поставлен ещё в январе этого года, поэтому в мае месяце из Тикси сюда направили двух полярников, чтобы они приступили к наблюдениям по сокращенной программе за метеорологическими наблюдениями и за ледовой обстановкой в районе острова. Отсутствие у них в этот период времени радиостанции и минимальное количество приборов по наблюдениям за погодой особой пользы работы этих двух работников в период навигации, конечно, дать не могли.

Прибывшие на остров работники из Тикси и назначенные для работы здесь на несколько лет полярники, не теряя времени, приступили к осмотру постройки и возможности оставить в ней на весь год специалистов, прибывших по комсомольским путевкам.

Несколько лет тому назад гидрографическое Ленское речное пароходство установило на южной оконечности острова маяк высотой 25 метров. Построен маяк из бревен из четырех опор укрепленных с каждой стороны оттяжками из троса. На верхней площадке установлен вращающийся прожектор, который в нужный момент работает от электроэнергии, которую вырабатывает бензиновый двигатель, установленный в помещении, рядом стоящим от маяка.

Прежде всего все направились к жилому помещению, если его можно так назвать. Оно представляло из себя собранный сруб, между бревнами проложен местный мох. Размер основного сруба – 5 на 4 метра и к нему пристройка ещё 1,5 метра, в которой установлен двигатель, обеспечивающий энергией работу маяка.

Пола в этом срубе не было, а потолок состоял из небрежно набросанных досок, и сверху присыпан песком с землей. Крыши вообще не было, поэтому во время летних дождей вода попадала во внутреннее помещение, от которого спасались только дополнительным настилом над койками. Посредине этого сооружения стояла железная печка, которая обогревала это помещение и являлась одновременно и плитой для приготовления пищи.

Заключение всех было единым: помещение для работы и жизни в арктических условиях совершенно непригодно, необходимо срочно доставить из Тикси необходимый материал и строителей для ремонта жилья и устройства минимальных бытовых условий с тем, чтобы можно было оставить четыре человека на зимовку в этом здании, а с будущей весны приступить к строительству нового дома. Для продолжения наблюдений за погодой и работой маяка было решено оставить механика Николаенко и меня.

Составили подробный перечень необходимого материала и инструмента, а также и продовольствия, которое необходимо завезти в самый короткий срок с тем расчетом, чтобы завершить работы до 1 октября, после чего связь с островом на катерах может прекратиться из-за наступления холодов и замерзания моря.

К вечеру 1 сентября все представители с полярной станции Тикси и прежние работники станции переехали на буксир и направились в порт. На острове, как условились, остался Николаенко и автор этих строк. Причем условились, что через 4-5 дней к нам прибудут остальные полярники и на десять дней специалисты по оборудованию станции.

Оставшись вдвоем, мы сразу наметили план неотложных работ, которые сможем выполнить в ожидании прибытия людей без ущерба текущей работы по специальности.

Василий Николаенко был лет на 20 старше меня и, соответственно, жизненный опыт у него больше. Он был даже на зимовке Югорский Шар, поэтому я прислушивался к его предложениям, и мы вдвоем решили приступить к возможным ремонтным работам.

Второго сентября мы отправились в период между сроками работы по острову. Осматривали в основном берега, на которых скопилось большое количество плавника, выброшенного морем во время штормов, состоящего от мелких щепок, деревьев с корнями, отдельных стволов разных размеров, между которых встречаются строевые брёвна и доски.

В первый день мы смогли доставить к дому более двух десятков досок, а на следующий день заготовили ещё больше. Работа была тяжелой, так как эти доски приходилось таскать только на себе вдвоем с расстояния более одного километра. На третий день пребывания на острове мы решили начать настил пола, кой-какой инструмент был, и после завтрака приступили к этой работе. Николаенко имел некоторый опыт, а я у него был помощником. Натаскали ещё песку и земли, выровняли лаги, и к вечеру пол был настлан. Доски были не строганные, но мы решили, что со временем они приобретут лучшей вид, так как от ходьбы по нему при мытье доски станут более гладкие.

С наступлением тёмного времени был включен маяк, и в нашем помещении стало светло. Это был первый вечер, когда мы с радостью смотрели на пол, ходили по нему и уже планировали, где нам предстоит поставить койки, стол для приема пищи и рабочий стол для радиста и метеорологов. Со следующего дня мы часто стали посматривать в сторону Тикси, откуда ждали помощи, но прошло восемь дней, и никто к нам не прибыл.

За этот период времени мы знакомились с островом. Расположен он с севера на юг. Южная оконечность, где находится наше жилище, представляет из себя узкую полосу шириной 60 метров и высотой над уровнем моря около 58 метров, постепенно сужаясь уходит в море. К северу остров постепенно возвышается и достигает высоты до 30 метров, а ширина до полкилометра. Вся длина острова около семи километров. Все берега завалены многочисленными дровяными отходами, так называемым здесь плавником. На острове имеется несколько озерков, которые образовались от таяния вечной мерзлоты. Зимой эти озерки промерзают до дна, лёд с которых мы будем брать для приготовления воды.

За этот небольшой период нахождения на острове мы выбрали время, чтобы обойти его и, конечно, осмотрели все древесные материалы, выброшенные морем. Обратим внимание на наличие хороших бревен длиной до 6 метров. По предварительным подсчетам, более пятидесяти штук. Было намечено на дальнейшее с прибытием остального коллектива и соответствующей спецодежды, все эти брёвна сплавом доставить к нашему жилью для постройки в будущем хорошего рубленого дома. На девятый день нашего пребывания на острове к нам прибыл местный катер, который доставил строительные материалы, продовольствие, научное оборудование и людей. Вместе с ними прибыл геофизик полярной станции Тикси Шимановский Сергей Владимирович, имеющий богатый опыт работы в Гидрометеорологической службе СССР. Несмотря на преклонный возраст, он энергичен и также активно участвует в выгрузке и переносу к месту жилого дома всего прибывшего груза.

Сразу было установлено две палатки, в которых разместились строители. Очень короткое собрание, на котором было решено с максимальной нагрузкой использовать пять суток для оборудования новой полярной станции и до начала ледообразования всем, кроме остающихся на зимовке, выехать в Тикси. Нам двоим было высказано искреннее удовлетворение за ту работу, которую мы сумели произвести за прошедший период времени.

Началась поистине ударная работа. Все получили задание соответственно специальности. Совместно с геофизиком я приступил к оборудованию метеорологической станции в том объеме, который будет выполнять в течение многих будущих лет. Установили размер площадки, на которой будут установлены приборы. Столб длиной девять метров мы нашли в одном километре от станции и по воде доставили на площадку. С помощью рабочих быстро установили этот столб, в вершину которого был установлен флюгер1. Затем установили дождемер и подставку для гелиографа2
Пока мы, в основном вдвоем, производим эту работу, на станции полным ходом шел ремонт потолка, который к вечеру был заново переделан и утеплен. На этом первый день был закончен.

На следующий день работа была продолжена в таком же темпе. За полный день были выполнены большие работы по устройству крыши и утеплению стен. Полностью остеклено единственное окно. В помещении установили новую железную печь, сделали самодельный стол по стенке с окном, предназначенный для установки радиоаппаратуры, и рабочее место метеорологам.

Выделен был уголок для кухни и поделаны полки для хранения посуды. Вечерний ужин прошел в оживлённой беседе. Везде чувствовалось исполнение намеченных работ. Теперь уже поставили кровати на свои места, в доме тепло.

Третий день был наиболее загружен, так как все понимали, что назавтра откладывать ничего нельзя: в любой час может прийти катер и забрать строителей.

От работы отрывались только для приема пищи. Итоги работы дня подводили поздно вечером. Метеорологическая площадка полностью оборудована: установлены три метеорологические будки, в них установлены все приборы, по которым будут производиться наблюдения согласно программе, установлены термометры на поверхности почвы, снегомерная рейка, гелиограф, дождемер. Вся площадка ограждена канатом, и от дома до площадки также натянут канат. Это предусмотрительная мера на зимний период времени, когда на острове будет свирепствовать пурга.

В доме были завершены все основные работы. Внутренний вид помещения приобрел жилой вид. Вновь установленная железная печка хорошо выполняет свое назначение. В доме тепло. Механик успел заменить старый двигатель на новый. Радист установил приемник и передатчик, собрал все секции аккумуляторов и залил их электролитом, иными словами, подготовил их к зарядке, которую наметили на следующий день.

Много времени было потрачено на поиски мачты для антенны. В одном из завалов древесных выбросов нашли дерево небольшой толщины, когда-то выброшенное морем целиком, и даже с корнями. Длина этого дерева после обработки оказалась девять метров, что было достаточно для использования этого ствола на мачту.

Установку мачты произвели на холме вблизи от жилого дома. Второй конец антенны был закреплен за стойку маяка. В этот же день приступили к постройке холодного тамбура при входе в дом и помещения для хранения продуктов. Окончание этой работы отложили на следующий день.

Четырнадцатого сентября был последним днём проживания такого большого количества людей. Днём прибыл катер из Тикси, чтобы снять строителей. Было доставлено дополнительное продовольствие, керосин и другие хозяйственные материалы, которые потребуются нам на зимний период.

 

1 Флюгер - прибор для определения направления и скорости ветра.

2 Гелиограф – прибор, регистрирующий количество часов солнечного сияния.

Географические названия в тексте соответствуют рукописи автора.

 

Комментарии
Добавить новый
Оставить комментарий
Имя:
Email:
 
Тема:
UBB-Код:
[b] [i] [u] [url] [quote] [code] [img] 
 
 
Пожалуйста, введите проверочный код, который Вы видите на картинке.

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."

Яндекс.Метрика